Перспективы развития корпоративного отдыха на юге России

В последние годы деловой туризм развивался ускоренными темпами. Так, в 1990 г. из 425 млн путешествий, совершенных в мире, 63 млн проводились с деловыми целями. Этот вид туризма является одним из наиболее прибыльных и имеет огромное значение для принимающей стороны. В этой статье мы постараемся разобраться во всех тонкостях делового туризма и узнаем экспертное мнение по поводу перспектив его развития в нашей стране.

Деловой туризм возник еще в древние времена, когда люди путешествовали для того, чтобы торговать. Путешествия с деловыми целями включают: встречи и конференции, торговые выставки и ярмарки, а также инсентив-путешествия (поощрительные), которые признаны наиболее эффективными средствами для ведения бизнеса, выхода на новые рынки, а также для обмена мнениями и новыми идеями между коллегами и клиентами. В 90-х годах произошли существенные изменения в мировой политической и экономической жизни, на транспорте и в технологиях, а также в моделях потребления, которые оказали ощутимое влияние на мировой рынок деловых путешествий и поставили новые задачи перед этим сектором туризма.

В соответствии с целями индустрии делового туризма встречи представляют собой организованные мероприятия, которые объединяют людей для обсуждения различных вопросов и могут принимать разнообразные формы, иметь разные названия. Например, конгресс - это формальная встреча делегатов, обычно принадлежащих определенной сфере человеческой деятельности или вовлеченных в специальное исследование в определенной области, для обсуждения разных вопросов. Конференция подразумевает формальный обмен мнениями на встрече или собрание для обсуждения общих для всех участников вопросов. Саммит - та же конференция с участием высоких должностных лиц, вплоть до руководителей государств. Съезд - встреча людей, имеющих общие цели, в частности, собрание делегатов политических партий с целью формирования политики и выборов в руководящие органы. Симпозиум - мероприятие, сопровождающееся беседами в непринужденной обстановке, или формальная встреча, когда специалисты делают короткие сообщения на определенную тему или несколько тем, связанных друг с другом. Семинар - лекция, сопровождающаяся обменом мнений участников.

Встречи отличаются большим разнообразием. Они могут иметь как коммерческие, так и некоммерческие задачи, могут быть немногочисленными (от нескольких человек до нескольких десятков участников) и многочисленными (сотни участников); могут быть короткими (в течение нескольких часов) и продолжительными (несколько недель). Однако основной характеристикой встречи, по которой ее можно считать частью рынка делового туризма, является то, что она употребляет услуги индустрии туризма и проводится вне помещении организации, осуществляющей встречу. Например, собрание нескольких менеджеров компании, обсуждающих стратегию по заработной плате в своих подразделениях в течение полдня, считается частью рынка делового туризма, если оно проводится в конференц-зале, зарезервированном в местной гостинице и особенно если оно сопровождается деловым обедом.

Если же собрание проходит в конференц-зале организации, где работают эти менеджеры, то оно не может считаться частью индустрии туризма, поскольку не пользуется услугами индустрии туризма.

На вопросы - как обстоят дела с деловым туризмом в России сейчас, в чём заключаются его особенности, что мешает ему интенсивно развиваться и каков его потенциал на юге страны - нам ответил руководитель департамента маркетинга AMAKS Hotels&Resorts Михаил Артурович Саакян.

 — В чём заключаются отличия обычного туризма от делового?

— Об отличиях обычного туризма от делового написано не одно учебное пособие для профильных специальностей. Обычно в таких случаях скупо перечисляются цели, инструменты, задачи и прочие общие понятия, однако, на мой взгляд, ключевой и самой важной принципиальной разницей является то, что в случае делового туризма главным аспектом является взаимная прибыль.

Я хочу сказать, что от прочих видов туризма деловой отличается, прежде всего, именно денежной составляющей вопроса. И речь здесь даже не о деньгах, которые заказчик платит организатору, а о той прибыли, которую заказчик может и должен получить в результате своей с исполнителем совместной работы. Так, от того, насколько удачно сложится деловая поездка, напрямую зависит текущий и будущий доход компании-заказчика, из чего напрашивается прямой вывод: риски здесь повышенные, а безалаберность, профанация и расчёт на «авось» категорически недопустимы.

Можно сказать, сеть AMAKS Hotels&Resorts, несмотря на то, что в нее входят не только деловые бизнес-отели в крупнейших городах России, но и курорты, специализируется большей частью именно на деловом туризме. Так, наши курорты, в том числе наш новейший объект — курорт «Красная Пахра» в Подмосковье, на высшем уровне организуют многодневные выездные мероприятия концернов с мировым именем, потому что годы совместной работы доказали нашим партнерам, насколько велика в случае делового туризма роль хорошей организации в сравнении с тем же рекреационным туризмом.

В деловом туризме на кону стоят реальные деньги и часто очень немалые, а дополнительно к этому — репутация компаний, как поставщика, так и потребителя туристских услуг. С гордостью могу сказать, что вот уже четырнадцать лет AMAKS Hotels&Resorts свою репутацию одного из ключевых игроков на рынке бизнес-туризма только укрепляет.

— Кому интересен такой вид туризма?

— Здесь проще перечислить тех, кому он не интересен — людям, в бизнесе никак не задействованным. В условиях сегодняшнего рынка даже крошечная компания, состоящая из нескольких человек, будет заинтересована если и не в организации крупного выездного мероприятия, то, по меньшей мере, в максимально комфортном (экономичном, удобном) номере в отеле для проживания руководителя или рядового сотрудника, убывающего в командировку. Обучение специалистов, организуемое в крупных городах, выездные партнерские сессии ведущих компаний-поставщиков и даже просто встреча и личное знакомство с ключевым иногородним партнером — все это требует участия специалистов в области делового туризма.

Имея обширный опыт в работе с проведением мероприятий самого разного класса и формата (практически у каждого из более чем двух десятков объектов сети AMAKS Hotels&Resorts в России и Беларуси в инфраструктуре есть и развлекательные центры, и конференц-залы), наша позиция остается неизменной уже много лет: это самое полное, подробное и выгодное для клиента предложение, в ответ на полученный от него запрос.

Наши заказчики при этом, как я и говорил, могут быть совершенно разными по формату — как крупные транснациональные торговые гиганты, так и индивидуальные предприниматели, нацеленные на результат и активные действия.

Но позиция и моя, и сети AMAKS Hotels&Resorts в любом случае такова: организованное в наших отелях и курортах мероприятие обязано пройти максимально выгодно для заказчика. Так что можно смело сказать, что деловой туризм с AMAKS должен быть интересен абсолютно всем игрокам рынка (будь то прямой заказчик или mice-агентство), для которых важно высочайшее качество сервиса в сочетании с адекватной и не завышенной ценой.

— Насколько эта отрасль развита в нашей стране?

— Несмотря на то, что в сравнении с традиционным туризмом отрасль можно считать относительно новой, деловой туризм развивается в нашей стране с огромной скоростью. Так, по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, менее чем через пять лет годовой объем делового туризма должен существенно превысить сумму в 18 млрд долларов.

Даже при учете того, что сейчас расходы на деловые поездки существенно сокращаются, мы со своей позиции организаторов видим, что сам их объем, несмотря на нестабильную политико-экономическую ситуацию, растет везде, включая регионы, хотя в последние год-два темпы роста, безусловно, снизились.
Как сеть бизнес-отелей, мы, к примеру, прекрасно понимаем, что сейчас у организаторов может быть весьма и весьма ограничен бюджет, и именно поэтому в отелях и курортах сети действует гибкая скидочная система для сетевых партнеров. При этом даже если мероприятие разовое, и заказчик обратился к нам впервые, и не факт, что обратится вновь, ряд наших флагманских объектов в плане организации деловых мероприятий (например, AMAKS Конгресс-отель в Ростове-на-Дону — лауреат многих профессиональных премий в области mice-туризма) способен гарантировать и гарантирует заказчику лучшую цену из возможных среди всех конгрессных площадок города. Полностью откликаясь на запрос клиента, мы хотим показать, что нет предела совершенству — мы, одна из крупнейших деловых сетей отелей, не почиваем на лаврах и непрерывно работаем на прогресс.

— Какие существуют препятствия для её развития?

— Я бы не называл существующие затруднения препятствием: на мой взгляд, это скорее временные трудности и шероховатости, которые в ближайшем будущем будут сглажены, нейтрализованы и уйдут в небытие. Хотя бы потому, что, как я уже говорил, на кону стоят немалые деньги, которые не хочется терять никому: ни заказчику, ни принимающей стороне.

Единственным реальным препятствием в развитии делового туризма может стать отсутствие запросов от потребителей конечного продукта, но, как показал последний год, даже в самых непростых экономических условиях отрасль продолжает быть востребованной, в нее продолжают вкладывать значительные средства, и, соответственно, эффективность делового туризма в стратегическом плане будет неуклонно расти.

Так что, несмотря на то, что сама эта отрасль у нас в стране по сравнению с традиционным туризмом в общем понимании довольно молода и в некоторых аспектах и территориальных условиях только проходит этап становления, ее перспективы можно оценить как очень и очень хорошие. Даже при том, что все еще остро стоит вопрос уровня качества сервиса, актуальный для всех видов туризма в современной России. Но тут я с уверенностью могу сказать, что деловой туризм справляется с этой проблемой намного более эффективно, нежели туризм традиционный.

Сети AMAKS Hotels&Resorts, например, даже в самых отдаленных уголках нашей страны и ближнего зарубежья успешно удается бороться со стереотипами о низком качестве сервиса с помощью действующих сетевых стандартов оказания услуг. С нашей помощью компании-организаторы бизнес-поездок и мероприятий могут гарантировать себе безупречное качество организации деловой поездки вне зависимости от ее географии. Все будет максимально четко организовано с нашей помощью как в Подмосковье, так и в Красноярске.

— Есть ли потенциал развития делового туризма на юге России?

— Если смотреть на ситуацию с точки зрения делового туризма, то юг России находится в намного более выгодном положении, нежели какой-либо иной регион. Здесь играет роль множество общеизвестных факторов, среди которых и текущий уровень развития инфраструктуры региона, и его перспективы: открытие новых предприятий, строительство многочисленных mice-объектов международного класса. Можно отметить все расширяющийся ежегодный круг деловых мероприятий и событий, доступность в транспортном отношении и даже пресловутый климатический фактор.

По сути, с точки зрения заказчика деловых туристических услуг, именно юг РФ может стать идеальным по соотношению «цена/качество» вариантом решения. Совершенствуется при этом не только сервис, но и концептуальные методы взаимодействия между заказчиком услуги и ее исполнителем.


http://дон.идпро.рф/obshhestvo/delovoj-turizm.html